Итоги

Время возможностей: как не перейти из зоопарка импортных решений в зоопарк отечественных

Конгресс «Подмосковные вечера» традиционно стартовал с пленарного заседания, на котором коллеги обсудили: каких результатов в области ИТ удалось достичь в этом году, с каким проблемами столкнулась отрасль, какие виды/классы ПО более всего нуждаются в импортозамещении, что ждет российскую микроэлектронику, в какие процессы внедряется ИИ и что будет с ИИ в ближайшей перспективе.

Модератор пленарного заседания Сергей Кирюшин (Клуб 4CIO) отметил, что бизнес рынок ИТ растет, и каждый год приносит новые изменения. Какие именно — порассуждали участники.

Главенствующим трендом остается импортозамещение. «В 2024 году произошло полное осознание импортозамещения — все участники рынка поняли, импортозамещение нужно. Но при этом важно обеспечить непрерывность деятельности», — сказал Андрей Бадалов (Транснефть). Поддержал коллегу Константин Кравченко, отметив, что импортозамещение уже случилось, и в ближайшей перспективе отрасль столкнется с тем, что придется внедрять и реализовывать все, что компании запланировали в своих стратегиях. И тут возникает одна из главных проблем, по мнению Константина Кравченко (Россети): «Многие продукты, которые есть в реестре — просто есть в реестре. Но то, что эти продукты функциональны, выполняют все заявленные функции и отвечают требованиям безопасности — реестр не говорит».

Сейчас на рынке много российских решений, но только единицы отвечают требованиям заказчиков. Однако по мнению Алексея Мельникова (Fplus), разрыв между лидерами рынка и многочисленными компаниями-разработчиками будет расти: «Не может быть такого, когда мы десятками или сотнями исчисляем российские информационные системы».

Общая проблема, которая объединяет всех участников рынка — нехватка кадров. Максим Белоусов (ПСБ): «Прошедший год для меня был про поиск людей, кадров много, но найти качественного специалиста — сложно». Частично эта проблема решается при помощи внедрения ИИ: в ближайшей перспективе простые рутинные операции будут решать ИИ-решения, так в «Россетях» нейросетевые агенты уже взаимодействуют с клиентами, снижая нагрузку на «живых» сотрудников.

Еще один больной вопрос для отрасли — ценообразование на российские решения, во многих случаях цена отечественных разработок в несколько раз превышает стоимость иностранных аналогов. «Когда я вижу сравнение российских более дорогих решений с их аналогами, то могу понять +20-30% к стоимости, но только если люди вкладываются в разработку и производство», — отметил Андрей Бадалов (Транснефть).

В ходе обсуждения участники не только затрагивали актуальные проблемы и вызовы, стоящие перед ИТ-отраслью, но и активно делились своим видением будущего.

Евгений Абакумов (Росатом): «Нас ждет разрешения кризиса доверия — разработчики должны открывать свои процессы все больше и больше». Коллегу поддержал Андрей Бадалов (Транснефть): «Следующий год станет годом доверия между всеми участниками рынка, причем это не эмоциональное доверие, а техническое. Нам нужны открытые стандарты».

Обсудили коллеги также и роль ИЦК, задача которых, по мнению большинства, — организовать необходимый уровень цивилизованного доверия, став главным конструктором отрасли. По мнению Константина Кравченко (Россети) сейчас продукты внутри ИЦК тяжело переиспользовать, так как у каждой компании свои уникальные требования, и главная задача в том, чтобы не перейти из зоопарка импортных решений в зоопарк отечественных.

Дарий Халитов (Ростелеком) среди перспектив следующего года выделяет тренд, когда ИТ-компании активно будут выходить на IPO. Это связано с ростом интереса инвесторов к технологическому сектору, который демонстрирует устойчивую динамику. В условиях цифровой трансформации и растущего спроса на технологии, такие как облачные решения, искусственный интеллект и кибербезопасность, ИТ-компании стремятся воспользоваться благоприятной рыночной ситуацией, чтобы укрепить свои позиции и реализовать амбициозные планы на будущее. «Рынок выходит на новый уровень зрелости, будут появляться сильные лидеры», — подытожил Дарий.

В контексте импортозамещения спикеры пленарного заседания выделили ключевые классы ПО, которые требуют особого внимания и разработки отечественных аналогов.

Максим Белоусов (ПСБ): «Говоря про классы ПО, мы все время забываем про исполнителей — разработчиков, которым нужны качественные среды разработки. Еще один класс, который нуждается в импортозамещении, — СУБД. Причем я призываю всех переходить на отечественные СУБД: чем больше компаний захотят перейти, тем более качественные решения мы получим».

Как отметил Владимир Клявин (Positive Technologies): «Рынок ИБ по сравнению с другими классами ПО более зрелый, потому что импортозамещением информационных систем безопасности стали заниматься задолго до 2022 года. В этой сфере мы идем вперед, мы не догоняем, а работаем на опережение».

Алексей Мельников (Fplus) подытожил обсуждение этого вопроса, отметив, что стране нужен новый класс софта — качественное ПО.

Главный хайп последних двух лет — это искусственный интеллект. При этом все участники дискуссии отметили, что ИИ следует рассматривать не как модный тренд или хайп, а как инструмент, способный решать практические задачи в самых разных сферах. Он помогает оптимизировать бизнес-процессы, улучшать качество обслуживания клиентов и анализировать большие объемы данных.

Например, в «Ростелекоме» к внедрению ИИ подходят осознанно, анализируя: действительно ли нужен ИИ или достаточно автоматизации процессов.

В Positive Technologies ИИ применяется во всех решениях по анализу трафика.

В «Транснефти» с использованием ИИ проводится внутритрубная диагностика: специальные агрегаты перемещаются внутри труд, собирают данные, которые далее обрабатываются нейросетями.

В «Россетях» ИИ также используется для распознавания состояния оборудования.

В банковской сфере ИИ используется давно — только как отметил Максим Белоусов (ПСБ), говоря о машинном зрении и предиктивной аналитике: «Мы не называем это ИИ — для нас это некий элемент автоматизации».

Информационные технологии играют ключевую роль в трансформации бизнеса, открывая новые горизонты и возможности для роста. Цифровая трансформация — это не конечный пункт, а бесконечный процесс, в ходе которого постоянно появляются инновации и улучшения. Каждое новое решение, каждая новая технология служат катализатором для дальнейших изменений, подстегивая компании адаптироваться и развиваться в условиях динамичного рынка.