Итоги

Продуктовые экосистемы

В бизнес-ландшафте, где скорость изменений и потребительские ожидания растут с огромной скоростью, компании стремятся не просто предлагать продукты, а создавать экосистемы решений. Но что такое продуктовая экосистема, как она функционирует и чем отличается от простого набора продуктов? Об этом подробно поговорили участники секции «Продуктовые экосистемы».

Модератор секции Феликс Карасев (Клуб 4CIO) расспросил участников о ключевых характеристиках продуктовых экосистем, их преимуществах, и том, как они меняют подход к созданию ценности для пользователей.

Что такое продуктовая экосистема, чем она отличается от набора продуктов и что определяет успех экосистемы — ключевые вопросы секции. Юлия Петрова (Северсталь) отметила, что главный признак экосистемы — это создание единой ценности для пользователя. Алексей Андрияненко (МТС) считает, что основной признак экосистемы — это успешность экосистемы в целом, не конкретного продукта, а всей совокупности. Андрей Бурсиан (Р7) добавил, что экосистему отличает набор продуктов, которые интегрированы между собой и неотделимы друг от друга. Например, у Р7 есть корпоративный портал, который является единой точкой входа для пользователя и объединяет хранилище данных, почту, календарь и другие сервисы.

Виктор Фогельсон (Технос-К) определяет экосистему как сетку информационных задач, которые покрываются определенными продуктами, а главный критерий успеха — мощный тираж. «Большие продажи и большое комьюнити, которое пользуется продуктами — вот ключевой критерий успеха», — подытожил Виктор.

Артем Черменин, независимый эксперт, что экосистему необходимо рассматривать с трех позиций: «Первая — что видит клиент, вторая — как видят экосистему создатели, и третья — как видят экосистему те, кто будет ее наполнять». Что касается метрик успеха, то для Артема это: «Первая метрика — подтвержденная эффективность и жизнеспособность экосистемы, вторая — связанность продуктов друг с другом, третья — продуктивность, то есть переиспользование элементов одного продуктов в другом. Четвертая — темп — как быстро мы выводим продукты».

Также в рамках секции участники обсудили «боли», с которыми сталкиваются компании в процессе создания экосистем. Алексей Андрияненко (МТС): «Поскольку в экосистеме присутствуют продукты разной ценности и разного уровня зрелости, то главная трудность — это сбалансировать все эти продукты с точки зрения ожидания клиентов». Андрей Бурсиан (Р7) добавил, что когда у экосистемы есть большое количество заказчиков, то каждый хочет что-то свое. Например, то, что Microsoft нарабатывал десятки лет, Р7 делает в предельно короткие сроки. Юлия Петрова (Северсталь) поддержала коллег, отметив, что продуктовым командам бывает сложно выравниваться с точки зрения ожиданий клиента.

Все участники дискуссии отметили, что продуктовые экосистемы — это тренд. Компании, которые успешно интегрируют свои предложения в единую экосистему, получают значительное конкурентное преимущество, обеспечивая пользователям более глубокий и комплексный опыт.