Итоги

Новая эпоха в data-driven

Российские компании активно переходят от традиционного бизнес-анализа (BI) к более сложным системам — BI + OI (Operational Intelligence). В секции Конгресса, посвященной работе с данными, эксперты обсудили, как этот переход меняет подходы к анализу данных и мониторингу процессов. 

Наблюдаемость — одно из ключевых понятий секции. Она становится главным инструментом для обеспечения стабильности и эффективности бизнес-процессов. В отличие от классического мониторинга, который лишь сигнализирует о сбоях, наблюдаемость позволяет глубже понять причины проблем, предсказывать их появление и устранять до того, как они начали влиять на бизнес. 

Как отметил Николай Иванов (Т-Банк Software) далеко не все компании используют весь потенциал данных: «Работать с данными — сложно: их много, они массивны, они плохо предсказуемы. И, как правило, компании не работают с данными по двум причинам: сотрудники не могут получить необходимые данные вовремя или компания не имеет соответствующих технологий для работы с данными»

При этом компаниям важно переходить от мониторинга к наблюдаемости, а также внедрять технологии операционной аналитики: «Наблюдаемость — это концепция, позволяющая не только выявить проблему, но и понимать в реальном времени состояние системы, которая может быть электродвигателем, ИТ-системой, департаментом или всей компанией в целом. Оперативно реагировать на бизнес-показатели, оптимизировать процессы, выявлять риски», — сказал Николай. 

У Т-Банка большой опыт работы с данными, как рассказал Игорь Маслов (Т-Банк) это связано в первую очередь с тем, что от того, как компания работает с данными зависит уровень клиентского счастья: «В Т-Банке мы перешли от мониторинга к наблюдаемости, потому что это возможность в реальном времени измерять счастье пользователя. А реализовали наблюдаемость как платформу, чтобы демократизировать доступ к данным — обеспечить всех пользователей данными в одном месте и с минимальной задержкой, буквально секунды». Как рассказал Игорь, анализ взаимодействия пользователей с нашими сервисами позволяет получать инсайты и строить на их основе высококонкурентные продукты.

Работать с данными обязывает не только желание финансовых компаний улучшить пользовательский опыт, но и требования регулятора. Иван Липкин (НСПК) отметил, высокие требования по доступности и надежности данных предъявляет регулятор — ЦБ России: «У нас огромное поле бизнес-метрик: больше 100 банков, разные платежные системы, миллионы показателей, которые нужно отслеживать. И требование сверху - SLA 99,999. Поэтому наблюдаемость — наше все»

Работа с данными важна не только в финансовой сфере — в строительстве операционные данные обеспечивают прозрачность процессов. Сбор и анализ информации о проекте позволяют выявлять потенциальные риски, контролировать бюджет и сроки, а также оптимизировать ресурсы. Александр Ярмарков (Атомстройэкспорт): «У строительного проекта длинный жизненный цикл, и нам необходимо оперативно отвечать на те или иные отклонения. При этом нам необходимо складывать две составляющие: с одной стороны — получать данные, которые необходимо интерпретировать, с другой — иметь возможность видеть, что реально происходит на объекте»

Также участники отметили, что при использовании разрозненных систем аналитики данные могут противоречить друг другу из-за различий в методах сбора и обработки информации. Это создает риск неправильных выводов и затрудняет принятие обоснованных решений, поэтому важно тщательно анализировать и сопоставлять источники данных. Дмитрий Бутников (Astrum entertainment): «У нас в компании много операционных и бизнес-данных. С одной стороны, они  позволяют нам делать стратегические выводы, с другой — есть данные, которые противоречат друг другу. Особенно если это касается данных отделов разработки и эксплуатации. Поэтому у нас возникла идея — собирать телеметрию, как самую подробную информацию, со всех возможных устройств в одном месте и анализировать в том числе,  как игровые механики влияют на выручку, которую мы получаем»

В рамках секции участники обсудили, какие ресурсы требуются компаниям для работы с большими данными, а также то, как обосновать бизнесу, что работа с данными необходима. Как рассказал Александр Лукиных (X5 Tech), внедривший большой проект по зонтичному мониторингу: «Бизнесу важно донести конкретную пользу, что он получит. В случае зонтичного мониторинга это было — сокращение числа и продолжительности аварий, повышение доступности ИТ-сервисов, сокращение среднегодовых потерь валового дохода».